Актуальность тех или иных направлений работы в образовательной среде школы определяется потребностями дня. Очевидно, что в последние годы количество автомобилей на дорогах Республики Беларусь резко возросло. Это привело к росту дорожно-транспортных происшествий, где особую категорию пострадавших составляют дети. В связи с этим, особое место в системе образования отводится вопросам сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения, как внутри учреждения образования, так и за его пределами.
Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей свидетельствует порой не только о незнании школьниками правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, но и о необходимости постоянного совершенствования системы обучения учащихся правилам дорожной безопасности. Одним из приоритетных направлений работы современного учреждения образования является правильная организация работы с учащимися и их законными представителями по созданию условий для формирования безопасной жизнедеятельности.
Поэтому в данном направлении в учреждении образования с февраля 2019 года организована деятельность ресурсного центра «Город дорог». Центр представляет собой комплекс, состоящий из трёх взаимосвязанных платформ.
Первой теоретической выступает учебный центр безопасности дорожного движения. Деятельность центра, на сегодняшний день, строго регламентирована Положением и предусматривает проведение учебных занятий специалистами ЦДОДиМ «Эврика» в первой половине дня с учащимися школ всего города. Центр оборудован современной материально-технической базой: персональные компьютеры, широкоформатные ЛСД панели, учебные транспортные модели, манекены для оказания 1-ой медицинской помощи, красочные интерактивные стенды. Это позволяет проводить обучающие занятия различных форм и раскрывает широкие возможности использования современных средств обучения, учитывая возрастные особенности школьника.
Так, наличие обучающего программного обеспечения «Страна ПДД», «Экзамен ЮИД», «ПДД для велосипедистов» позволяет организовывать учебные занятия в интересной и привлекательной для детей форме. Дает возможность педагогам использовать тесты для контроля и закрепления полученных знаний. Различные интерактивные компьютерные игры «Поступай по правилам» позволяют виртуально моделировать различные ситуации на проезжей части. Для самых маленьких учащихся подготовлены программы по определению звуков: приближающейся электрички в метро, резкого торможения автомобиля, звуков сирены служб спасения. Организация занятий в игровой форме, КВН с использованием мультипликационных обучающих фильмов «Уроки тётушки Совы» не оставляют равнодушными учащихся и в 6-ой школьный день. На данный момент кабинет широко используется не только для организации учебных занятий для учащихся, но и как районный центр подготовки команд ЮИД к участию в районных и городских этапах слёта-конкурса «Зелёная волна».
Второй, инновационной платформой обучения учащихся ПДД является первый в РБ школьный музей «Безопасности дорожного движения».
Поскольку, музейная педагогика, в первую очередь, основывается на исследовательской работе посредствам взаимодействия педагогов школы, учащихся, родителей и ГАИ, то создание музея «Безопасности движения» на базе школы позволило активизировать работу в данном направлении. Помещение оборудовано согласно эскизам, предложенными учащимися школы в рамках школьного конкурса «Музей безопасного будущего».
Экскурсионная работа в музее организована по принципу «Равный обучает равного». Постоянно действуют группы экскурсоводов старшего возраста (10-11кл.) — и младшего возраста (5-6кл.). Экскурсионной группой
разработаны тематические экскурсии по экспозициям школьного музея и экспонируемым выставкам. Группа старших экскурсоводов организует подготовку младшей группы экскурсоводов и лекторов, дальнейшее совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов. Создана группа экскурсоводов из числа учащихся для проведения экскурсий на английском языке. Это позволяет на практической основе учителям английского языка организовать изучение тем по правилам безопасного поведения на дороге. Ресурс музея привлекает и воспитателей ГПД, которые со своими воспитанниками проводят там внеурочные мероприятия.
Музейные экспозиции постоянно расширяются, ведется систематическая работа по открытию новых площадок. Так феврале 2020 года состоялось открытие новой экспозиции «Развитие велодвижения», к которому актив музея тщательно готовился: выбор наиболее удачного расположение, сбор информации для будущей экскурсии. На сегодняшний момент пространство музея вмещает в себя следующие экспозиции:
1. История развития детской организации ЮИД.
2. История развития ГАИ Фрунзенского района города Минска.
3. История развития правил дорожного движения.
4. Агитация и пропаганда ПДД.
5. История развития ДОСААФ.
6. История развития мотодвижения в РБ.
7. История развития велодвижения.
Музей активно посещают учащиеся не только нашего района, но и всего города. В музейной книге имеются пожелания и почётных гостей: представителей международной делегации из СНГ в рамках проведения международного семинара «От цели к результату», участников городских и Республиканских семинаров.
Третья платформа необходима для проведения практических занятий по изучению ПДД. Не имея возможности использовать полученные знания вне класса, учащиеся теряют интерес к изучению. Поэтому помимо работы в современном учебном центре и познавательных экскурсий в музее «Безопасности дорожного движения», появилась необходимость для отработки полученных знаний на практике. Это стало предпосылкой для создания специализированной площадки.
На основании концепции Автограда, подготовленной педагогами, был составлен эскиз, который уже дорабатывала инженерная служба ГАИ с последующей детальной прорисовкой плана улиц, установкой соответствующих дорожных знаков, нанесение разметки. Автоград «Сухаревский» — это уменьшенная копия микрорайона. Всё оснащение Автограда: парк электромобилей и педальных автомобилей, самокатов и велосипедов, беговелов приобретено в рамках проекта «Профилактика детского травматизма», финансируемого совместно Правительством Российской Федерации и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ).
Материально-техническая база комплекса: макеты зданий и дорожные знаки, указатели улиц и автоматизированные светофоры установленные в строгом соответствии положению улиц микрорайона «Сухарево», позволяют полностью смоделировать дорожные ситуации, отработать безопасные пути через проезжую часть и обучить дорожной грамотности уже будущих автовладельцев, а пока учащихся младших классов.
Так, в форме сюжетно-ролевой игры педагог с группой учащихся 1-ой ступени может на практике закрепить изученный материал по темам:
«Переходим дорогу правильно!», «Первый раз на самокате только в Автограде», «Осваиваем профессию: регулировщик», «Из пункта А в пункт Б», «Фигурное вождение велосипеда», «Экстренное торможение», «Путешествие в Автоград» и т.д.
А действующая команда ЮИД помогает учащимся освоить следующие темы: навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; безопасные маршруты при движении в школу и возвращении домой; типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; опасные ситуации на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением; название и назначение дорожных знаков для пешеходов и водителей; правила перехода улиц и дорог по сигналам светофора; правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам; правила перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; правила безопасного поведения при езде на велосипеде, электромобиле, самокате, роликовых коньках.
Данный комплекс является мобильным, что позволяет моделировать дорожные ситуации по ходу занятия, а автономные светофоры и электромобили позволяют проводить практические занятия на автогородке на протяжении всего дня без подключения к электросети.
Возможности существующей материально-технической базы учреждения и накопленный методический опыт позволили создать в школе инновационную модель по изучению правил дорожного движения – Клуб шестого школьного дня «Семейная Академия дорожной безопасности». Деятельность клуба имеет практико-ориентированный характер в контексте формирования безопасного поведения учащихся и основывается на взаимодействии всех участников образовательного процесса: учащихся и их законных представителей, педагогов школы, представителей ГАИ.
В ходе мероприятия учащиеся изучают нормы безопасного дорожного движения и воспринимают их, как неотъемлемую часть семейной культуры. По окончанию обучения в Академии, семьям выдаётся именной сертификат.
В рамках трансляции успешного методического опыта Семейная Академия дорожной безопасности принимала участие в Республиканском конкурсе на лучший образовательный проект 6-го школьного дня и была удостоена диплома 1-ой степени в номинации «Лучший инновационный проект», а в рамках городского конкурса «Опыт и инициатива педагогов – ресурс образования столицы» стала обладателем гранта Мингорисполкома.
Результатом работы ресурсного центра «Город дорог» стала разработка и апробация методических наработок для каждой платформы, которые мы с удовольствием демонстрируем на обучающих семинарах, конференциях. Так с целью совершенствования работы педагогов столицы с сентября по декабрь в рамках курсов повышения квалификации «Современные подходы к организации и проведению учебных занятий по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в МГИРО, были продемонстрированы эффективные формы и методы работы по изучению правил дорожного движения. В октябре 2019 года прошел семинар по теме «Особенности организации образовательного процесса по ОБЖ в условиях ресурсного центра», на котором был представлен педагогический опыт организации работы с учащимися по инновационной профилактической модели по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «ГОРОД ДОРОГ». В рамках коллегии методических объединений Республики Беларусь приняли участие в республиканской выставке. Педагогам страны представили особенности работы трех платформ ресурсного центра, которые позволяют разнообразить формы профилактической работы по ПДД.
Эффективная система, действующая не первый год, позволила учащимся нашей школы реализовать полученный опыт и в конкурсной деятельности. Так, отряд Юных Инспекторов Движения стал активным участником проведения районных акций, городских форумов и Республиканских выставок ГАИ Республики. Педагоги, работающие в данном направлении, являются двукратными обладателями Грантов Мингорисполкома, благодарностей и писем Министра образования Республики Беларусь, почётных грамот руководящего состава госавтоинспекции Мингорисполкома. Два года школа являлась базой проведения межрайонного методического объединения преподавателей ОБЖ. Внедрённая в образовательный процесс школы система проведения профилактических мероприятий позволяет повысить качество и разнообразить формы профилактической деятельности по ПДД.
Бурное развитие науки и реальные познавательные возможности учащихся послужили толчком для дальнейшего развития ресурсного центра. Очередной платформой существующей системы будет создание кабинета виртуальной реальности, который позволит реализовать принципы информатизации и виртуализации современного образования. В 2019/2020 году решено усилить систему работы ресурсного центра «Город дорог» путём создания 4 платформы VR (информационной среды виртуальной реальности и внедрение комплекса современных обучающих программ по профилактике безопасности дорожного движения).
Для открытия кабинета виртуальной реальности проделана большая работа. Подобрано необходимое оборудование и при тесном сотрудничестве с компанией ADrive разработано программное обеспечение, которое включает:
1. Сетевой комплекс «ПДД –ADrive Школа», в состав которого входит Видеокурс «ПДД для школьников» и сетевая система тестирования (более 500 вопросов)
2. Дорожные ситуации ADrive (поддержка очков VR)
3. 3D Видеоконтент: фильмы по безопасности движения VVR-ADrive, командный конкурс «Автогородок»
4. Прототип Симулятор вождения «ADrive Yhnovka» с неожиданными дорожными ситуациями (поддержка руля и очков VR)
Работа ресурсного центра отражена на сайте «Город Дорог» (gorod-dorog.by), который посвящён профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению учащихся безопасности на дорогах — приоритетному направлению в воспитательной работе школы. Сайт также адресован педагогам и родителям, вовлечённым в процесс формирования у школьников навыков осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия правильного решения в непрерывно меняющихся условиях интенсивного дорожного движения.
Таким образом, в государственном учреждении образования «Средняя школа №217 г.Минска» созданы все условия для работы с учащимися по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях функционирования ресурсного центра.